Как устроен магнитофон.
На этот раз мы будем разбирать советский магнитофон Весна 205. Общий вид магнитофона представлен на фото:
Снимем заднюю крышку. Как мы видим компоновка достаточно плотная, платы закреплены на железное шасси и сверху на одной из плат закреплен алюминиевый лист – экран, и по совместительству информационная табличка, дающая информацию о назначении регуляторов. Что бы лист не замкнул места пайки, он отделен от платы листом электротехнического картона, но в то же время он электрически соединен с массой. Справа в нижнем углу трансформатор, и плата слева от него – блок питания. Относительно пустое пространство слева – обман, туда ложится углубление батарейного отсека:
Отвернем крепеж и откинем платы. Слева виден лентопротяжный механизм, сверху блок питания.
Лентопротяжный механизм крупным планом. Электродвигатель (слева вверху) через пасик передает вращение на два массивных барабана. Барабаны, благодаря своей массе сглаживают неровности в работе двигателя, что и обеспечивает равномерное вращение. Справа от двигателя электромагнит автостопа – он отключает лентопротяжный механизм когда заканчивается кассета, тем самым предохраняя механизм от поломки. Остановку кассеты электроника магнитофона определяет по прекращению сигнала с датчика. (Датчик представляет собой щетки контактную область сложной формы под подающим захватом (так назовем те штырьки с ребрышками, которые входят в отверстия бобин на кассете). Когда лента на кассете есть – захват вращается и щетки постоянно замыкают и размыкают контакты – сигнал в виде импульсов есть. Когда кассета заканчивается – вращение прекращается и импульсов с датчика нет). Плата сверху от лентопротяжного механизма – контроллер двигателя:
Причина неработоспособности части старой техники (например, этого магнитофона), это проблемы в механической части. В данном случае пыль забилась в смазку и барабаны не вращаются (нужно разбирать всю механику, промывать от старой смазки и накладывать новую). Кроме того одна из проблем – старение резины. Этот пасик долго не проработает – резина ссохлась, потрескалась и потеряла эластичность. При первой же возможности пасик соскочит или лопнет:
Лентопротяжный механизм со стороны установки кассеты. Около второй клавиши слева – подающий ролик, именно он создает усилие, необходимое для протяжки ленты перед головками. Правее головка записи/ воспроизведения. Самая правая, белого цвета, головка стирания.
Двигатель с контроллером. Контроллер двигателя, его еще называют РЧВ (Регулятор Частоты Вращения). Его основная задача – несмотря на колебания входящего напряжения держать напряжения на двигателе на строго определенном значении. Если этого не будет – то при свежих батарейках кассеты будет играть ускорено, а на севших – замедленно. В данном случае контроллер чуть более сложный чем обычно – он управляет вентильным двигателем:
Что здорово удивило при разборке этого магнитофона – так это использование вентильного двигателя, вместо обычного, коллекторного. Основным слабым звеном коллекторных двигателей является коллектор. Во время его работы изнашиваются щетки и в один прекрасны момент мотор остановится. Кроме того работа щеток сопровождается искрением, что является источником радиопомех. Но зато коллекторный двигатель очень прост в применении. С бесколлекторным двигателем другая история. У вентильного двигателя нет коллектора, магнитный ротор вращается в неподвижном статоре и между ними нет никакого электрического контакта. Благодаря этому вентильный двигатель будет работать до тех пор, пока из-за износа ротор не начнет задевать за статор (обычно техника устаревает задолго до этого момента). Но тут поджидают другие недостатки. Управлять вентильным двигателем сложнее. Эти проблемы были решены конструкторами – двигатель поместили в резиновый демпфер, а плата управления перед вами на фото. Давайте заглянем внутрь двигателя:
К сожалению, на вал двигателя приклеен подающий ролик, поэтому вынуть ротор не удалось. Как вы видите, абсолютно отсутствует коллектор, ротор находится между обмотками статора. Сверху на валу закреплены 3 постоянных магнита, они вращаются вместе с ротором напротив датчиков обратной связи (маленькие колечки с обмоткой на крышке). Благодаря им, контроллер знает на данный момент, на какой угол повернут вал, и в соответствие с этим включает обмотки в необходимой последовательности. В общем схема работы магнитофона проста – лентопротяжный механизм вращает кассету, протягивая ее пленку перед головкой. В магнитном слое пленки записан сигнал – он наводится в головке при движении – этот сигнал усиливается усилителем магнитофона и выводится на динамик.
Желающие узнать больше могут поискать литературу о магнитной звукозаписи звука.
Читайте: |
---|